среда, 2 октября 2013 г.

Юбилей писателя

"НО МЫ ЖИВЕМ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ СЛЕД"
 

8 сентября Расулу Гамзатову исполнилось бы 90 лет. 
Наше запланированное мероприятие, посвященное юбилею поэта, пришлось перенести. Оно состоялось лишь сегодня в  общей с КЦСО "Отрадное" Литературной гостиной. Любителей поэзии Гамзатова оказалось немало.


Зав. отделом библиотеки Кривцова Ю.Ю. с интересом и большой любовью к творчеству поэта рассказала присутствующим о жизненном пути Расула Гамзатова, прочитала всеми любимые стихотворения: "Кинжал", "Есть редкая особенность у песен", "Завещание", "Третий мир"...


Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы - народного поэта Дагестана. В 1939 году окончил Аварское педучилище. До 1941 года работал школьным учителем. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А.М.Горького в Москве.
Писать стихи он начал в 1932 году, а печататься уже в 1937 году.


 Поэмы и стихи Расула Гамзатова переводили Яков Козловский, Илья Сельвинский, Сергей Городецкий, Семен Липкин, Яков Хелемский, Юлия Нейман, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц,Шапи Казиев, Марина Ахмедова-Колюбакина, Владимир Солоухин,Сергей Соколкин.
Поэту-переводчику Н. Гребневу принадлежит перевод особенно широко известных «Журавлей», которые стали песней по инициативе и в исполнении М. Н. Бернеса в 1969 году.


Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. С Гамзатовым тесно сотрудничали композиторы: Дмитрий Кабалевский, Яи Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова. За честь считали петь песни на его стихи такие исполнители, как Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе, Марк Бернес, Дмитрий Хворостовский.
С 1951 года и до конца жизни возглавлял писательскую организацию Дагестана. 
Изданы десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языке, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира.

Одна из читательниц прочитала свои любимые стихотворения Расула Гамзатова.
 
 
 
Берегите друзей
 
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий