суббота, 8 февраля 2014 г.

Юбилей

"РЕВОЛЮЦИОНЕР СЦЕНЫ"


9 февраля исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося театрального режиссера двадцатого века Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Жизнь его была полна экспериментов и творческих исканий: он стремился найти новые пути, новые выразительные средства на театральной сцене, создать нового актера и новый спектакль.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд
 А началось все с того, что Карл Казимир Теодор Мейергольд, германский подданный по рождению и лютеранин по крещению, переменив имя и приняв российское гражданство, в далеком 1986 году поступил на 2-й курс Театрально–музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. П. Немировича-Данченко.  По окончании училища Мейерхольд вместе с другими выпускниками был принят в труппу только что созданного Московского Художественного театра.

А. П. Чехов читает "Чайку" артистам МХТ. Крайний справа В. Э. Мейерхольд
 На сцене МХТ будущий режиссер сыграл 18 ролей. Но психологическая школа Станиславского и Немировича-Данченко не устраивала Мейерхольда, да и рамки актерской профессии были ему тесны.
Вместе с товарищем он уезжает в провинцию, где начинает свою режиссерскую деятельность. Три года работы в провинции, режиссерская работа в театре-студии на Поварской, театр В. Ф. Комиссаржевской... Спектакли Мейерхольда неизменно вызывали бурю эмоций, мнения подчас расходились до диаметрально противоположных, а критические отзывы разнились от восторженных до нетерпимых и негодующих. Вместе с тем росла слава В. Э. Мейерхольда как талантливого и смелого режиссера-экспериментатора, укреплялся его авторитет в театральных кругах, что способствовало его приглашению на должность режиссера Императорских театров.  "Режиссером его Величества", как выражался сам Мейерхольд, он пробыл с 1908 года вплоть до революции 1917.  При этом он не оставлял своих творческих исканий: под псевдонимом доктор Драпертутто в небольших студиях режиссер продолжает разрабатывать идеи условного театра. Власть большевиков Мейерхольд принял сразу и безоговорочно, проявив себя не только как режиссер революционного театра, но и активным участием в работе театрального отдела наркомпроса. Поставленные им спектакли "Мистерия-Буфф", "Зори", "Земля дыбом" произвели фурор в охваченной революционным пожаром стране. 

Сцена из спектакля "Зори" по пьесе Э. Верхарна
Вес и влияние Мейерхольда долгое время были очень высоки: в 1923 году образуется театр имени Мейерхольда, три года спустя получивший статус государственного (ГосТиМ). На его подмостках поставлено множество спектаклей, вызвавших острую полемику в обществе и оставшихся яркой страницей в истории отечественного театра. Но, как известно, революция пожирает своих детей. 
В 1938 году театр Мейерхольда был закрыт как чуждый пролетарскому искусству,
а на следующий год был арестован сам режиссер. Обвиненный в шпионаже и антисоветской деятельности, 1 февраля 1940 года он был приговорен к расстрелу.
На следующий день приговор был приведен в исполнение.

Фотография из личного дела Мейерхольда
"Слова на театре лишь узоры на канве движений", - такую идею выдвинул в свое время знаменитый режиссер. Им разработана новая система воспитания актера - биомеханика. Во главу угла ставилось движение, пластика, а физический спорт стал основным предметом в мастерских Мейерхольда. Режиссер подчеркивал нарочитую условность театрального зрелища, отказываясь от имитации жизни на сцене. Он полагал, что зритель должен помнить, что перед ним только игра. Средствами условности, используя гротеск, Мейерхольд стремился будить фантазию и воображения зрителя, вовлекая его таким образом в творческий процесс. Зритель в театре Мейерхольда - 
один из компонентов спектакля.
 Даже сценическое пространство подверглось кардинальной реконструкции. Отныне сцена - не комната с отсутствующей четвертой стеной, а открытая взорам площадка, на которой можно свободно устанавливать сколь угодно причудливые декорации. И конечно же музыка. По замыслу великого мастера она должна дополнять и усиливать напряженность действия. Этот принцип и сейчас лежит в основе музыкального сопровождения пьесы или фильма. 
Многие идеи Мейерхольда до сих пор не теряют своей актуальности. Недаром другой великий режиссер Е. Вахтангов написал о нем: "Каждая его постановка - это новый театр. Каждая его постановка могла бы дать целое направление".

Памятник Мейерхольду в Пензе



Вчера в КЦСО "Отрадное" состоялась встеча с посетителями Отделения 
дневного пребывания, посвященная юбилею великого режиссера.
Зав. отделом библиотеки Кривцова Юлия Юрьевна
рассказала о его жизни и творчестве, о тех новшествах, 
которые были привнесены Мейерхольдом в сценическое искусство.




Комментариев нет:

Отправить комментарий